Введение системы «Платон» оказалось на руку крупным игрокам

В 2015 году в России была введена система, предусматривающая взимание платы за проезд по трассам федерального значения с грузовиков, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, Как показало время, прошедшее с момента принятия соответствующего законопроекта, данное решение сыграло на руку крупным перевозчикам, тогда как мелкие экспедиторы постепенно уходят с рынка.

По данным Росавтодора, общероссийский парк большегрузов насчитывает 1 миллион 700 тысяч автомобилей из которых около половины зарегистрировано в «Платоне». Как отмечают эксперты и сами игроки рынка, основная масса крупных перевозчиков и компаний, занимающихся розничной торговлей, уже произвели регистрацию своих транспортных средств, поскольку без этого они не смогли бы осуществлять междугородные и региональные рейсы. Бойкотируют нововведение главным образом те предприятия. которые специализируются на внутригородских перевозках и не выезжают на федеральные трассы.

Правила системы «Платон» предусматривают сбор платы с большегрузов лишь при проезде по федеральным трассам, протяженность которых не превышает 1/20 от общей длины российских дорог. Многие перевозчики в целях экономии направляют свои транспортные средства в обход федеральных магистралей, что не воспрещено законом, однако находятся и такие, которые пытаются обмануть систему, например, отключая на время бортовые устройства. С целью предотвращения подобного обмана в 2017 году в регламент «Платона» были внесены поправки, определяющие методы, при помощи которых можно восстановить пройденный маршрут.

Одним из наиболее явных следствий внедрения «Платона» стало уменьшение численности нелегалов и малых перевозчиков, которые не смогли выдержать дополнительную финансовую нагрузку, которая, согласно экспертным оценкам, составляет около 8 тысяч рублей в месяц на машину.

В структуре общих затрат на перевозку на оплату проезда по федеральным трассам приходится порядка 1/20, что для небольшого бизнеса весьма существенно. Больше всего от «Платона» пострадали мелкие региональные компании, работающие за наличку. Выгодополучателями в конечном счете стали в первую очередь крупные логистические компании, которым ранее приходилось выдерживать демпинг со стороны локальных экспедиторов. Как отмечают специалисты, внедрение данной системы стало очередным элементом в комплексной системе, направленной на выведение рынка перевозок из тени.

На парк автомобилей «Платон» существенного влияния не оказал, а зафиксированный в 2017 году рост продаж новой грузовой техники в 1,6 раз обусловлен главным образом большим отложенным спросом и стабилизацией экономики. «Платон» лишь привел к усилению контроля за нормами загрузки, что косвенным образом сказывается на расширение парка автомобилей, так как груз, который ранее перевозчики могли транспортировать одной машиной, теперь приходится делить на две.