Водители-гастарбайтеры отправятся переучиваться

С первого июня текущего года в силу вступили очередные поправки к закону «О безопасности дорожного движения». С начала лета иностранцы, работающие водителями по найму, не могут садиться за руль, в том случае, если у них водительских удостоверений российского образца.

Согласно пункта 13 статьи 25 закона «О безопасности дорожного движения» «не допускается управление транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами»

Как поясняет законодатель, действие поправки в первую очередь распространяется на компании, осуществляющие пассажирские или грузовые перевозки. С первого июня управлять автомобилями, принадлежащими таким фирмам могут только те лица, которые имеют водительское удостоверение российского образца. В тоже время требование этой статьи ФЗ не должно волновать владельцев тех контор, чья коммерческая деятельность не связана с перевозками, а должностные обязанности сотрудников-иностранцев никоим образом не затрагивает управление транспортом.

Размер штрафов за нарушение

В том же законе «О безопасности дорожного движения» говорится о том, что национальные водительские удостоверения, которые выдаются в иностранных государствах, обязательно должны соответствовать действующим требованиям международных конвенций. В том случае, если последнее условие не соблюдается, водителю необходимо запастись нотариальным переводом или российскими правами, для того, чтобы доказать сотрудникам ГИБДД действительность национального водительского удостоверения.

В сложившихся обстоятельствах многих волнует вопрос, что же будет с теми водителями, которые продолжают работать по правам, полученным на исторической родине? Учитывая тот факт, что законодатель официально закрепил запрет на управление транспортом лицам, которые не имеют на руках российских прав, подобные нарушения приравниваются к вождению автомобиля без водительского удостоверения. Часть 1 статьи 12.7 КоАП РФ предусматривает для таких нарушителей достаточное суровое наказание - штраф от 5 до 15 тысяч рублей и арест средства передвижения с последующей буксировкой на штрафстоянку. Для юридических лиц, на чьих машинах совершено правонарушение, штраф составит 50 тысяч рублей.

В чем цель подобных нововведений?

С недавних пор, многие фирмы, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, и желающие сэкономить на оплате услуг профессиональных водителей, стали повсеместно набирать для работы иностранцев из стран Ближнего Зарубежья. В результате чего многие наши соотечественники остались без возможности для заработка, так как не смогли конкурировать с наемными сотрудниками - гастарбайтерами. Именно по этой причине, Роман Круглов, председатель международного транспорта союза, с полной уверенностью заявляет, что сам по себе закон не только хороший, но и своевременный.

Как поясняет Круглов, большинство мигрантов готово работать даже в самых плохих условиях труда и не возмущаются низкой заработной платой. Из-за опасений, что работодатель, может отозвать патент, из-за чего придется возвращаться на Родину, такие работники не устраивают забастовок и весьма удобны владельцам компаний. Однако, с точки зрения безопасности водитель, который не знает российских правил ПДД, не может быть допущен к перевозке пассажиров. Кроме того, доказать законность выдачи водительских удостоверений мигрантам практически невозможно, чем они пользуются и попросту покупают права еще до приезда в Россию.

Более того, председатель общественного движения TAXI 2018, Станислав Швагерус, уверяет, что для того, чтобы приобрести киргизские права, даже не нужно никуда ехать. Цена вопроса в Москве составляет всего 200 долларов.

Именно на безопасность организации пассажирских перевозок, прежде всего, ссылаются законодатели. Согласно официальных данных статистики, такие водители обладают низкой квалификацией, а их профессиональные навыки практически нулевые.

Ну и конечно, не стоит забывать про экономическую составляющую изменений. Поправки к закону были утверждены Правительством еще в 2013 году, однако, по объективным причинам, срок их вступления в силу несколько раз отодвигался. Так, например, несколько раз сроки переносились из-за присоединения к России Крыма, так как новым гражданам нашей страны нужно было время для того, чтобы произвести обмен имеющихся у них удостоверений на российские права.

Несмотря на то, что законопроект четыре года находился на рассмотрении в Государственной Думе, материальная база для обмена удостоверений так и не была подготовлена. Т.е. для получения российских прав необходимо сдать теоретические и практические экзамены в ГИБДД. При этом многие водители работают на грузовых автомобилях, в то время как в нашей стране наблюдается нехватка площадок, на которых можно было бы отточить и продемонстрировать свои навыки управления, к примеру, фурой. В комитете Госдумы уже подсчитали, что сегодня порядка 70 тысяч водителей с иностранными правами вынуждены либо потерять работу, либо пойти переучиваться.

Пойдут ли мигранты получать права?

Из-за того, что депутаты несколько раз переносили сроки вступления закона в силу, большинство владельцев компаний и водителей-иностранцев перестали чего-то опасаться и ничего не предпринимали. До последнего момента, все заинтересованные лица были уверены, что в текущем году решение этого вопроса будет вновь перенесено. И сложившаяся ситуация для многих стала неприятной неожиданностью. По этой причине большая часть фирм, осуществляющих пассажирские перевозки, сегодня работают в полулегальном положении.

В то же время в такси, где ситуацией управляют такие агрегаторы, как Uber, Яндекс.Такси и т.д. практически ничего не изменилось. Об этом говорят и сами таксисты. Как отмечает, водитель такси Акопян А., мало кто из пассажиров и таксистов задумывается о вопросах безопасности. Тем, кто сотрудничает с агрегаторами, в первую очередь, важно выполнить как можно больше заказов. Из-за большой конкуренции, цены на услуги такси постоянно падают и заработать в этой области с каждым жнем становится все труднее и труднее.

С этими словами согласен и столичный житель Евгений Б. – таксист с многолетним стажем. К слову сказать, среди московских таксистом уже появилась информация о продаже российских прав. Правда тот факт, что точка продаж удостоверений находится на Казанском рынке, а заветная карточка стоит всего 12 тысяч рублей, несколько настораживает.

Интересно, что Яндекс отключил автоматическую проверку удостоверений системой, а заказы по-прежнему в большом количестве передаются иностранцам. Таким образом, с одной стороны, долгожданный закон все-таки вступил в силу, с другой стороны особых сложностей и препятствий в работе для нелегалов он не создал.

Координатор межрегионального общественного движения «Стоп Нелегал», Евгений Грэк, рассказал, что водители-иностранцы сняли шашки таксистов и без каких-либо опасений продолжили выполнять заказы на Убере и Яндексе. Не лучше обстоит ситуация с автобусами, маршрутными такси и грузовиками.

Сегодня нелегалы и владельцы компаний пассажирских и грузовых перевозок активно ищут пути для того, чтобы обойти закон и приобрести настоящие или поддельные документы. С большой долей вероятности можно говорить о том, что уже к осени российские водительские удостоверения будут у всех желающих.

Будет ли работать закон?

Законодатели считают, что у тех водителей-иностранцев, которые смогут подтвердить свои навыки управления автомобилем, уже в самое ближайшее время продолжат работать. Закон позволит сделать движение на дороге более безопасным, так как с рынка уйдут те, кто купил права у себя на Родине и совершенно ничего не знает о правилах ПДД.