Страховым компаниям придется компенсировать потерю товарной цены

Вышло постановление Верховного суда, согласно которому компенсация потери товарной цены транспортного средства ложится на лиц, виновных в ДТП, или страховые компании. Сообщение опубликовало издание “Российская Газета”.

Потеря товарной стоимости – это также вполне реальный урон, мало чем отличающийся, к примеру, от разбитого лобового стекла или помятого кузова. Лица, виновные в аварии, или страховщики обязаны возместить ущерб пострадавшей стороне.

Данные выводы были сделаны Верховным судом после того, как на рассмотрение поступило дело гражданки О.Арепьевой. Девушка выступала пострадавшим лицом в дорожно-транспортном происшествии, ей была присуждена страховая компенсация в 232.5 тысячи рублей, направленная на возмещение непосредственного ущерба. Арепьева, однако, посчитала, что эта сумма совершенно не соответствует реальному положению дел и обратилась к помощи независимых экспертов. Анализ эксперта показал, что цена восстановления составит 450 тысяч, а размер утраты товарной цене – 77 тысяч.

Потерпевшая подала новое судебное заявление, согласно которому требовала у страховой компании 167.5 тысяч доплаты, а также 127 тысяч непосредственно у виновника аварии. Судья заявил о необходимости дополнительных экспертиз, они показали, что восстановительный ремонт обойдется в 218 тысяч, а размер утраты товарной цены – 43. Окончательная экспертиза, инициированная Арепьевой, показала сумму ремонта в 221 тысячу.

Таким образом, суд выдвинул мнение, что сумма, уже переведенная в пользу пострадавшей, оказалась выше цены ремонта. При этом отсутствуют доказательства, благодаря которым точно определяется величина утраченной товарной цены. На основе этого иск был отклонен, решение поддержала и апелляционная инстанция.

Наконец, дело оказалось на рассмотрении в Верховном суде. Орган вынес постановление, что к реальному урону, случившемуся из-за аварии, помимо цены восстановления и покупки новых запчастей, следует относить и потерянную товарную цену. Под этим термином понимается снижение стоимости транспортного средства, спровоцированное потерей внешнего вида, эксплуатационных характеристик. Причина потери – дорожно-транспортное происшествие, именно оно ухудшает прочность и долговечность всех узлов, агрегатов и деталей автомобиля. Получается, что данная разновидность ущерба – непосредственная разновидность реального урона, так как снижение потребительской цены приводит к денежным потерям владельца.

Верховный суд напомнил, что в том случае, если для ликвидации ущерба пришлось использовать новые материалы, все расходы должны быть приплюсованы к реальному ущербу, даже если они привели к увеличению цены транспортного средства по завершении восстановления. Необходимо обратить внимание и на еще один момент: если ОСАГО предполагает, что расчет ущерба ведется по строгой методике с учетом износа, то взыскание ущерба с лица, причинившего его, износ в себя не включает. Это говорит о том, что потерпевшая сторона может требовать компенсации полной цены новых деталей и агрегатов.

Решение Верховного суда привело к тому, что дело попало на дальнейшее рассмотрение.