К концу года цена бензина вырастет до 40 рублей

Цена на бензин в России стремительно растет – его стоимость на биржевом рынке возрастает на пять процентов в месяц, в рознице соответственно. Цены на топливо еще в июле поднялись до уровня, ожидавшегося в конце 2014. ФАС обещает сдерживать цены, но эксперты не верят в то, что это реально.

Как сообщил Рустам Танкаев, гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал», факторов, влияющих на стоимость бензина очень и очень много. Можно отметить наиболее важные из них – размер акцизов и налог на добычу полезных ископаемых, курс рубля, есть менее важные – тарифы на транспортировку топлива от завода до заправочной станции. Есть модель, позволяющая все это рассчитывать, учитывается 65 факторов.

Большинство факторов указывает лишь на то, что в скором будущем бензин станет дороже. Танкаев поясняет, что растет только рублевая стоимость, в долларовом эквиваленте ощутимого повышения нет.

Еще одна причина, на котороую никак не могут повлиять в РФ – падение в мире цен на нефть Эксперты отмечают, что цены на бензин в России растут в любом случае – и когда мировые цены на нефть увеличиваются, и когда уменьшаются. В первом случае это соответствует положению мировой экономики, во втором компании компенсируют недостающую прибыль ценами на внутреннем рынке.

Кроме внешних факторов есть в РФ и еще одна весомая причина, которая может разогнать цены на топливо – Таможенный союз. В следующем году вследствие экономической интеграции с Казахстаном и Белоруссией вывозные пошлины на нефть уменьшатся в пять раз.

Чтобы не обвалилась доходна часть бюджета, российское правительство собирается пойти на маневр – компенсировать уменьшение пошлин ростом НДПИ, переложив таким образом налоговое бремя с иностранцев на россиян.

Рост НДПИ коснется всей отрасли нефтепереработки. И перевод акцента с пошлин на НДПИ выльется в неизбежное повышение цен. Налоговый маневр будет проводиться каждый год, ставка НДПИ будет прибавлять по 100-200 рублей. Такм образом, за тонну нейти к 2017 году налог будет 918 рублей.

Удержать рост цен правительство сможет, скорректировав топливные акцизы. Эксперты полагают, что их снижение может частично компенсировать снижение пошлин, но лишь в краткосрочной перспективе - при этом цены не стабилизируются, но лишь будут расти медленнее. При этом сейчас поступления от акцизов идут в региональные дорожные фонды, занимающиеся ремонтом дорог. Поэтому такой ход вполне может плохо сказаться на качестве дорожного покрытия.

Чтобы дорогами не жертвовать, можно увеличить акцизы. Цена на бензин будет постепенно возрастать, и к концу 2015 года за литр 95-го придется платить 40 рублей. Если учесть инфляцию, то топливо подорожает еще больше – в этом году инфляция ожидается на уровне 7,5 процентов.

Пока ФАС делает попытки бороться с ростом цен, правительство ужесточает экологические нормы. В 2015 году в РФ будет действовать стандарт Евро-4, в 2016 – Евро-5. Эксперты, в связи с множеством аварий на НПЗ в ходе модернизации, относятся с сомнением к тому, что переход пройдет гладко.

В будущем году правительство собирается разрешить регионам введение налога с продаж, в том числе, этим налогом будет облагаться топливо, что может вызвать его единовременное удорожание в начале года. Эксперты отмечают, что после повышения цен в прошлом году объемы потребления топлива стали падать – в связи с этим, увеличение налоговой нагрузки на топливо при текущем состоянии российской экономики нерационально.

В заключение отмечается, что рост цен на топливо обязательно отрицательно скажется на ВВП.