Что будет с ценами на бензин в летний сезон

Нефтяники России просят власти о помощи. Однако правительство не спешит помогать. Озвучен прогноз динамики цен на бензин и дизель в России. Очередной виток роста прогнозируется летом. Такое мнение озвучило агентство РИА Новости. 

Увеличение стоимости топлива связано со многими факторами, немаловажным является снижение спроса в связи с пандемией коронавируса. 

Издание РИА Новости обратило внимание, что происходит стабильное повышение оптовых цен на дизельное топливо и бензин. Происходит это и из-за того, что на бирже нефтепродуктов был снижен обязательный объем продаж топлива. Предполагается, что дефицит горючего может возникнуть уже в июне, в результате чего цены на него подорожают. 

Есть приказ Министерства энергетики, а также Антимонопольной службы. Нефтяники с 1 мая до 30 июня должны реализовывать на бирже пять процентов производимого бензина и три процента дизельного топлива. Раньше эти значения составляли десять и шесть процентов. Послабление было введено с той целью, чтобы производители смогли увеличить экспорт. Мера полезная и весьма разумная, так как на внутреннем рынке из-за распространения коронавируса, временного закрытия некоторых производств, объектов торговли, развлекательных центров упал спрос на топливо. В итоге возник переизбыток предложения. Топливо есть, его объем достаточный, но потребители не спешат его приобретать, так как необходимость в нем отсутствует. Результатом стало то, что нефтяники вынуждены продавать бензин на бирже ниже себестоимости. 

Нефтяники настаивают на изменении правил расчета демпферного механизма, так как подобное положение дел их, естественно, не устраивает – никто не хочет терпеть убытки. Демпферный механизм действует с 2018 года. Он необходим, чтобы регулировать экспорт горючего и стабилизировать внутренние цены. Мера разумная, но в современных условиях, вероятно, требует пересмотра. 

Демпфер работает следующим образом. Если за рубежом топливо дороже, чем внутри нашей страны, то нефтяникам государство компенсирует разницу. Такая мера не допускает роста цен и поднимает стоимость дизеля и бензина до мирового уровня. Есть и обратная сторона – когда цена внутри страны ниже мировой, должны доплачивать нефтяники в государственную казну. Такая мера позволяет не обрушить внутри страны стоимость горючего. Однако нефтяники при этом рискуют потерять прибыль. Сейчас демпферный механизм не привязан к биржевым ценам на топливо. Правительство это устраивает. Нормативы продажи нефти снижены, что, теоретически, должно спасти положение отрасли. 

Снижение нормативов продажи нефти на бирже стало мерой, которая может спасти положение.  Но нефтяники не получили с этого никакой выгоды и, естественно, переживают за размер своей прибыли и вероятные убытки. Экспорт при этом на данный момент более убыточен, чем продажи внутри страны. 

Потеря на каждой тонне бензина АИ-92 составляет примерно 12,4 тыс. рублей, на дизеле потеря еще больше – 18,4 тыс. рублей. Хотя отечественное топливо получило ценовое преимущество на рынке. В апреле были поставку и в Украину. 

Ситуация складывается таким образом, что производители вынуждены сокращать производство, некоторые компании продлили до конца лета профилактическую паузу. В итоге топлива на рынок станет поступать меньше, сократятся его объемы. Производство дизеля в апреле по данным ЦДУ ТЭК сократилось на 10 %, а бензина – на 20 %. Но при этом оживает Западный рынок. С возобновлением спроса на топливо будет расти и рентабельность отечественного топлива, которое идет на экспорт.

Со снятием карантинных мер начнет расти спрос, в том числе, и на внутреннем рынке. С середины мая в столице возобновили работу стройки и промышленные производства. С одной стороны, это не может не радовать. Возобновление работы промышленных объектов означает, что спрос на горючее повышается. Не исключен скачок цен и возникновение дефицита топлива. В России подорожания бензина можно ждать к концу июня.

Растут в то же время котировки на бирже.    

Стоимость АИ-92 составила 41 154 рублей за тонну, в то время как ранее она составляла 37 915 рублей за тонну. 

Дизельное топливо подорожало до 44 204 рублей, стоимость ранее была 42 687 рублей. 

По наблюдениям экспертов динамика цен на заправках отстает на две-три недели от биржевой стоимости топлива.